Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Дом МалышеваПлан 1-го этажа дома

Персоны

Топография города

Дом И.В.Малышева (Акатовых), кон. XVIII в., сер. XIX в.

Советская, ул, д. 24/2, лит. А

Кирпичное оштукатуренное здание – один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы в стиле зрелого классицизма с характерной для угловых домов города кон. XVIII в. композицией и уникальными в настоящее время изразцовыми печами. Дом стоит на углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской ул., восточным – на Крестьянскую ул. Здание выстроено в кон. XVIII в. для купца И.В.Малышева. Вероятно, около середины XIX в. был обновлен фасад (добавлен лепной и штукатурный декор). Во второй половине XIX в. пристроен тамбур входа на западном фасаде. Наследники Малышева владели домом до 1868 г., затем он принадлежал А.В.Попову, от которого в 1875 г. перешел к купцам Акатовым. В 1913 г. Акатовы передали дом городу для учреждения городской больницы.

В 1895-1907 гг. в доме жил П.А. Илинский, видный деятель русской медицины. П.А. Илинский (1836-1907) после окончания Медико-хирургической академии в нач. 1860-х гг. работал городским врачом в г. Нерехте Костромской губернии, затем был переведен во Владимирскую губернию, где вел борьбу с сыпным тифом и холерой. В 1870-х гг. в связи с научной деятельностью в области судебной медицыны отзывается в Петербург, где работает в Медико-хирургической академии, а затем врачом при Главном управлении военно-учебных заведений. В период русско-турецкой войны работал в полевых госпиталях вместе с Пироговым. Живя в Петербурге, Илинский первым в России читал лекции о физическом воспитании детей, редактировал журнал "Русская медицина", написал "Сборник законов для врачей" и много трудов по вопросам медицины. Выйдя в 1895 г. в отставку, переехал в Кострому и работал здесь санитарным врачом. Активно участвовал в работе Костромской губернской архивной комиссии и в 1906-1907 гг. был ее председателем, опубликовал ряд исследований по истории местного края.

В советское время со двора к дому была сделана одноэтажная пристройка, по-видимому, на месте прежних сеней. В результате капитального ремонта 1968 г. частично переделан интерьер: установлены новые перегородки, заложен ряд первоначальных проемов, разобраны печи первого этажа, заменена лестница. Двухэтажный с подвалом и антресолями дом имеет компактную асимметричную композицию, обусловленную острым углом сопряжения двух улиц. Угол здания, соответствующий углу квартала, решен в виде полуротонды с конической кровлей, переходящей в вальмовую кровлю основного объема. Фасады дома обладают развитыми композициями и богатым декоративным убранством. Полуротонда оформлена колоннами, объединяющими оба этажа, с аттическими базами и лепными капителями, близкими к коринфским. Оба уличных фасада акцентированы ризалитами. Все проемы полуротонды и уличных фасадов прямоугольные, на втором этаже обрамлены профилированными наличниками. Окна второго этажа выделены также высоко поднятыми сандриками-полочками. Нарядный характер фасадам придают лепные композиции с растительными мотивами в ромбовидных нишках, а также маски львов в интерколумниях полуротонды. Стены завершены тщательно прорисованным антаблементом, обогащенным поясами мутулов и сухариков. Аналогично уличным решена часть бокового (западного) фасада, хорошо просматривающаяся с улицы. На всем фасаде сохранились междуэтажные ромбовидные и круглые нишки с лепными вставками. В круглых помещены растительные розетки, не встречающиеся на других фасадах.

Во внутренней планировке основных этажей сочетаются коридорный и анфиладный приемы композиции. Продольный коридор в центре дома отделяет парадные и жилые помещения с окнами на улицу от хозяйственных, выходящих во двор. Вдоль северного фасада на втором этаже устроена анфилада парадных комнат, включающая угловой круглый зал. Центральное помещение задней части дома (кладовая) перекрыто сводом – крестовым на первом этаже и коробовым с двумя большими распалубками на втором. Подвал и антресоли расположены в задней половине дома. Основное помещение подвала представляет собой двустолпную палату с системой подпружных арок, несущих коробовые своды с распалубками. В художественной отделке интерьеров наибольший интерес представляют две изразцовые печи с кобальтовым рисунком. Одна из них включает сложные композиции (несколько нарушенные в позднейшее время), составленные из цветов, гирлянд, арабесок, вазонов и птиц, имеет развитые профилированные и расписанные цоколь и антаблемент. Вторая печь с одной стороны украшена крупной композицией с вазоном, опирающимся на двуглавого орла, с другой облицована изразцами с мелким рисунком (вазон с цветами). В интерьере сохранились также филенчатые двери, тянутые карнизы, паркетные полы.


Лит.: Г. и В. Лукомские. Кострома. СПб., 1913. С. 313; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 94, 96; Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963. С. 292-293; В.Н. Иванов. Кострома. М., 1978. С. 187; И.М. Разумовская. Кострома. Л., 1990. С 122, 200. Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул.Советской. С. 102-109.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области